"Приручи меня..." Наверное, эти слова - краеугольный камень всего сюжета "Маленького Принца", хотя Лис произносит их только в середине второго акта одноименного мюзикла.
читать дальшеУмение привязываться и привязывать всегда являлось палкой о двух концах. "Мы в ответе за тех, кого приручили", - писал Экзюпери. Но что делать с теми, кто сам к нам привязался? Или с теми, к кому привязались мы? Радоваться совместно проведеному времени, а потом, не удерживая, отпустить? Возможно.
Ведь именно так и поступает Пилот: он признает свободу выбора Маленького принца и отпускает его, надеясь на новую встречу. Только надеясь, ибо в самом начале мюзикла он поет, что идя куда глаза глядят, он не сможет дойти до Маленького Принца. Как подметил принц, на "этих забавных крылышках (самолете) не уйти слишком далеко". Да и самому Маленькому Принцу понадобились совсем иные крылья для возвращения домой... Что же ждет Маленького Принца на его крошечной планете, где можно помногу раз любоваться заходом солнца и воевать с баобабами? Его ждет единственное существо, крепко-накрепко привязавшее принца к себе, - его Роза.
Дело в том, что на протяжении всего спектакля самые разные персонажи испытывают потребность привязывать и привязываться: Королю нужен верный подданый, Честолюбцу (Щеголю) - поклонник, Географу - источник информации, Лису - друг. Пилоту тоже нужен друг, но победу в итоге одерживает Роза. Ведь она слабая и беззащитная, несмотря на все свои четыре шипа. Она может не бояться тигров, тем более, что их нет и не было на планете Маленького Принца, но она нуждается в любви и внимании. Более того, Роза заставляет Маленького Принца почувствовать себя ответственным за нее. Поэтому, даже перестав быть уникальной (Маленький Принц видит на земле целый розовый сад), она тем не менее остается Единственной. Именно так, с большой буквы. Занятно, что именно Лис со своими разговорами об ответственности за прирученных подталкивает принца к этой идее:
Лис:
Если люди забывают эту истину
Ты не должен ее забывать
Это время, потерянное для твоей розы
Которое сделало ее такой важной
Ты в ответе навсегда
За тех, кого приручил...
Маленький принц:
Тогда я навсегда в ответе за мою розу
Потому что именно ее я поливал
Лис:
Поливал...
Маленький принц:
Потому что именно ее я защищал
Лис:
Защищал...
Маленький принц:
Потому что именно ее я слушал
Лис:
Слушал...
Маленький принц:
Потому что это моя роза
Лис:
Потому что это твоя роза...
Маленький принц:
Потому что именно ее я укрывал
Лис:
Укрывал...
Маленький принц:
Потому что именно ее я успокаивал
Лис:
Успокаивал...
Маленький принц:
Потому что именно ее я любил
Потому что это моя роза
Лис:
Потому что это твоя роза...
Маленький принц:
Потому что это она...
Потому что это моя роза...
Кстати, сама Роза ведет себя очень грамотно: измучив принца своими капризами, она отпускает его, сказав на прощанье, что на самом деле очень его любит и хочет, чтобы он был счастлив. Однако при этом она внесла мысль в его сознание, что будет очень тосковать (возможно, зачахнет от тоски). Всё это плюс разговоры с Лисом - и Маленький Принц принимает решение вернуться. Ему уже не хочется смотреть на другие планеты, ему не нужны новые впечатления, ему нужна только одна-единственная его Роза.
А что же рассказчик, что же Пилот? В этой истории он выступает идеальным другом: он способен понять Маленького Принца, разделить его тревоги, нарисовать барашка... Именно такой друг был нужен Маленькому Принцу, но только раньше, до появления Розы. Однако Пилот и не претендует на привязанность Маленького Принца (ведь идеальный друг никогда ни на что не претендует). Ему довольно того, что Маленький Принц его не забудет и - хотя и маловероятно - однажды вернется. "Мы обязательно встретимся", - поют Пилот и Маленький Принц в конце второго акта, и в самой последней песне Пилот просит сообщить ему, если Маленький Принц вдруг вернется. Но почему-то лично я, даже когда в детстве читала "Маленького Принца", не очень верила в подобное чудо.
Самый красивый и грустный
Пейзаж в мире -
Это тот, где тебя больше нет.
(Пилот)
P.S. Композитором "Маленького принца" является Ришар Коччианте ("Нотр-Дам де Пари"), а на роль Пилота Коччианте пригласил Даниэля Лавуа (Фролло).
Apprivoise-moi (Приручи меня)
"Приручи меня..." Наверное, эти слова - краеугольный камень всего сюжета "Маленького Принца", хотя Лис произносит их только в середине второго акта одноименного мюзикла.
читать дальше
читать дальше