Каждый суслик - агроном.
Надо печатать диплом, и вообще много чего надо... И именно поэтому, чтоб как-то собраться с мыслями и настроиться, разберу-ка я свое уже модифицировавшееся восприятие "Элизабет". По мотивам наших с Нэн разговоров (без детального привлечения созданных исполнителями образов, о них - отдельно и позднее).
читать дальше
Когда я в первый раз прослушала и просмотрела мюзикл, мне очень понравилась Лизка (банально, но факт). Ей хотелось сочувствовать и сопереживать. Нет, не так - она буквально раскручивала на сочувствие и симпатию. Поддавшись очарованию "милого ребенка", поняв негодование свободолюбивой девушки, радуясь удачам и сопереживая бедам красивой и интересной женщины, как-то не сразу осознаешь:
а) а против чего конретно она негодует?
б) чего именно хочет?
в) чем или кем она готова ради этого пожертвовать?
г) а она, в принципе, думает о последствиях своего выбора?
Прежде чем ответить, я выдам еще пару-тройку банальностей. В начале я прямо негодовала на ЭфДжея (такому мужу лучше сразу натрескаться груш!) и Софи (какая ужасная женщина!), и даже дер Тод не всегда вызывал положительные эмоции (вот сволочь, и он в ту же степь! и почему он так поступает?! нет, в самом деле - как он только мог?!)
Потом накал страстей поутих и появились совсем другие мысли. Начнем, пожалуй с главное героини.
Итак, Элизабет постоянно берет барьеры. Казалось бы (современной женщине казалось бы, давайте это сразу отметим), барьеры однозначно правильные: право на самостоятельное воспитание детей, личная свобода и независимость от условностей, в общем, "выбор музыки за мной". А теперь давайте мысленно перенесемся в пространство-время действия.
Наша героиня - жена не сисадмина или офис-менеджера, она - жена императора, причем далеко не забытой богом страны. В отличие от многих женщин своего времени, ей повезло: замуж она вышла по взаимной любви, к браку ее никто не принуждал. Да, она была очень юна и наивна, но в рамках тогдашнего брачного возраста. Более того, об обязанностях императрицы и дворцовых обыкновениях она была явно в курсе, исходя из того, что:
- "ужасная Софи" - ее родная тетка, активно общающаяся с матерью Сисси, Людовикой;
- родную сестру готовили к роли императрицы;
- в принципе, придворный этикет секретом не являлся;
- "предупреждение" от самого ЭфДжея (ну, последнее не столь существенно).
Выходя замуж за императора, верхом глупости было бы думать, что он махнет на страну рукой и построит шалаш, где и начнется райская жизнь. Кстати, сама Элизабет вначале согласилась с предложенными условиями ("с тобой я всё преодолею"). А потом банально кинула всю команду. Впрочем, у нее был свой весомый аргумент так поступить, и мы к нему еще вернемся.
Что ж, "ребенок стал императрицей", отзвенели колокола, позажигал на свадьбе "отставленный" дер Тод, и тут-то выяснилось следующее: императрицей, с ее грузом обязанностей и условностей, Лизхен быть ни в какую не желает ("я бы могла быть с тобой счастлива, если бы ты не был императором"). В самом деле, могла бы?
В принципе, да. Но при одном условии: потенциальный муж-неимператор должен был бы быть таким же ведомым, как и ЭфДжей. Не дай бог, ей попался бы властный немецкий герцог средних лет - ведь поубивали бы друг друга или хотя бы нервы и разъехались бы с громким и не в пользу Сисси скандалом.
Что же не устраивало Элизабет? А не устраивало ее отсутствие свободы и ощущение, что она чья-то собственность: реальная (мужа и его семьи, а также страны как императрица) и потенциальная (ну, тут дер Тод сам масла в огонь подлил с его тягой к эхолалии). И Лизхен решила бороться за свои права. Причем права без обязанностей. Не меняя статуса императрицы, она решила махнуть рукой на значительную часть обязанностей, будучи предварительно о них осведомленной и даже согласившейся.
Если бы это была сделка, действия Лизки могли бы назвать киданием и подставой. Сама же Элизабет "всего лишь" боролась за право "принадлежать себе". В общем, можно понять Софи, когда та негодовала, что из Сисси не получится хорошей жены императору. "Императрица должна сиять (с этим Лиза справилась на отлично), продолжать династию (ну, более-менее) и жертвовать (своими личными интересами)". С последним у Элизабет было туго.
Теперь о больном детском вопросе. Легко понять негодование матери, когда у нее отнимают ребенка: если бы ваша свекровь выкинула подобный фортель, ей бы несдобровать, однозначно! Однако почему-то даже любящий муж не увидел ничего из ряда вон выдающегося в поступке своей матери. Он был слабым подкаблучником? Конечно, был, иначе бы Лизка так лихо не уделала бы его к концу первого акта! Но для монарших, да и вообще великосветских семей такая ситуация была вполне обычной, вот и ЭфДжей с Софи не могли проникнуться негодованием Лизки. В самом деле, "работа императрицей" и воспитание детей как-то не очень хорошо сочетаются. Но Элизабет стала бороться за своих детей, используя влияние на мужа. Хорошо это или плохо - этот аспект мы трогать не будем. В конечном итоге, она победила. И тут же практически забила на детей и конкретно на Рудольфа, за воспитание которого так волновалась. Ибо времени и сил просто не было. Да и свободе опять-таки помеха.
А впереди были новые барьеры...
Вообще, на пути к свободе у Элизабет было много препятствий. И она с ними вполне разобралась: уделала свекровь, отстранилась от семьи, оставила мужа и вообще уехала в долгое турне. Вроде бы, свобода достигнута?
Я боролась
И добилась всего.
И что мне осталось?
Ничего, ничего, совсем ничего!
Так говорит "свободная женщина Европы".
Я иду вслепую
И мне всегда страшно, когда вокруг нет
Ничего, ничего, совсем ничего!
Ну, тут она преувеличивает или... прогнозирует? Очень скоро действительно ничего не останется: ни оков, ни врагов, ни сына ("Я давно ускользнула от императора, сбросила все оковы. Я никогда не попрошу. Даже для тебя"). В критической ситуации Элизабет отказывает в помощи Рудольфу - она и выстушать-то его толком не хочет. Что до мужа... Он и так уже был отправлен в отставку под хорошим предлогом. Забавно, что тут поступок Софи был только на руку Элизабет. "Любовь может многое, однако одной любви недостаточно. Вера сильна, но иногда вера - самообман", - поется в "Лодках в ночи".
Любви ЭфДжея действительно было недостаточно, да и вообще - барьер, оковы. Вера - возможно, в себя - начала давать трещину.
"Свобода от" (всех и вся) оказалась далеко не самым лучшим выбором. Да и была ли она, эта свобода? Или просто манящая абстракция с годами поизносилась? А для чего нужна свобода? Путешествия прескучили, циркачкой в принципе не стать. Бежать можно от оков, от мужа и вообще ради процесса, а от себя всё же не убежишь. Молодость ушла, и рядом оказалось пусто и холодно. И уже никто, кроме самой Элизабет, не был в ответе за это "ничего".
Рядом остался только дер Тод, которого всё еще можно было попросить "превратить ночь в утро и погасить воспоминания". Именно попросить - ибо вариант приказать уже провалился. И хотя вопрос о том кто кому теперь принадлежит на словах остается открытым, на деле сомнений не возникает.
TBC
далее - непосредственно о дер Тоде
читать дальше
Часть первая. Свобода от и свобода для, или "Кто виноват и что делать".
Когда я в первый раз прослушала и просмотрела мюзикл, мне очень понравилась Лизка (банально, но факт). Ей хотелось сочувствовать и сопереживать. Нет, не так - она буквально раскручивала на сочувствие и симпатию. Поддавшись очарованию "милого ребенка", поняв негодование свободолюбивой девушки, радуясь удачам и сопереживая бедам красивой и интересной женщины, как-то не сразу осознаешь:
а) а против чего конретно она негодует?
б) чего именно хочет?
в) чем или кем она готова ради этого пожертвовать?
г) а она, в принципе, думает о последствиях своего выбора?
Прежде чем ответить, я выдам еще пару-тройку банальностей. В начале я прямо негодовала на ЭфДжея (такому мужу лучше сразу натрескаться груш!) и Софи (какая ужасная женщина!), и даже дер Тод не всегда вызывал положительные эмоции (вот сволочь, и он в ту же степь! и почему он так поступает?! нет, в самом деле - как он только мог?!)
Потом накал страстей поутих и появились совсем другие мысли. Начнем, пожалуй с главное героини.
Итак, Элизабет постоянно берет барьеры. Казалось бы (современной женщине казалось бы, давайте это сразу отметим), барьеры однозначно правильные: право на самостоятельное воспитание детей, личная свобода и независимость от условностей, в общем, "выбор музыки за мной". А теперь давайте мысленно перенесемся в пространство-время действия.
Наша героиня - жена не сисадмина или офис-менеджера, она - жена императора, причем далеко не забытой богом страны. В отличие от многих женщин своего времени, ей повезло: замуж она вышла по взаимной любви, к браку ее никто не принуждал. Да, она была очень юна и наивна, но в рамках тогдашнего брачного возраста. Более того, об обязанностях императрицы и дворцовых обыкновениях она была явно в курсе, исходя из того, что:
- "ужасная Софи" - ее родная тетка, активно общающаяся с матерью Сисси, Людовикой;
- родную сестру готовили к роли императрицы;
- в принципе, придворный этикет секретом не являлся;
- "предупреждение" от самого ЭфДжея (ну, последнее не столь существенно).
Выходя замуж за императора, верхом глупости было бы думать, что он махнет на страну рукой и построит шалаш, где и начнется райская жизнь. Кстати, сама Элизабет вначале согласилась с предложенными условиями ("с тобой я всё преодолею"). А потом банально кинула всю команду. Впрочем, у нее был свой весомый аргумент так поступить, и мы к нему еще вернемся.
Что ж, "ребенок стал императрицей", отзвенели колокола, позажигал на свадьбе "отставленный" дер Тод, и тут-то выяснилось следующее: императрицей, с ее грузом обязанностей и условностей, Лизхен быть ни в какую не желает ("я бы могла быть с тобой счастлива, если бы ты не был императором"). В самом деле, могла бы?
В принципе, да. Но при одном условии: потенциальный муж-неимператор должен был бы быть таким же ведомым, как и ЭфДжей. Не дай бог, ей попался бы властный немецкий герцог средних лет - ведь поубивали бы друг друга или хотя бы нервы и разъехались бы с громким и не в пользу Сисси скандалом.
Что же не устраивало Элизабет? А не устраивало ее отсутствие свободы и ощущение, что она чья-то собственность: реальная (мужа и его семьи, а также страны как императрица) и потенциальная (ну, тут дер Тод сам масла в огонь подлил с его тягой к эхолалии). И Лизхен решила бороться за свои права. Причем права без обязанностей. Не меняя статуса императрицы, она решила махнуть рукой на значительную часть обязанностей, будучи предварительно о них осведомленной и даже согласившейся.
Если бы это была сделка, действия Лизки могли бы назвать киданием и подставой. Сама же Элизабет "всего лишь" боролась за право "принадлежать себе". В общем, можно понять Софи, когда та негодовала, что из Сисси не получится хорошей жены императору. "Императрица должна сиять (с этим Лиза справилась на отлично), продолжать династию (ну, более-менее) и жертвовать (своими личными интересами)". С последним у Элизабет было туго.
Теперь о больном детском вопросе. Легко понять негодование матери, когда у нее отнимают ребенка: если бы ваша свекровь выкинула подобный фортель, ей бы несдобровать, однозначно! Однако почему-то даже любящий муж не увидел ничего из ряда вон выдающегося в поступке своей матери. Он был слабым подкаблучником? Конечно, был, иначе бы Лизка так лихо не уделала бы его к концу первого акта! Но для монарших, да и вообще великосветских семей такая ситуация была вполне обычной, вот и ЭфДжей с Софи не могли проникнуться негодованием Лизки. В самом деле, "работа императрицей" и воспитание детей как-то не очень хорошо сочетаются. Но Элизабет стала бороться за своих детей, используя влияние на мужа. Хорошо это или плохо - этот аспект мы трогать не будем. В конечном итоге, она победила. И тут же практически забила на детей и конкретно на Рудольфа, за воспитание которого так волновалась. Ибо времени и сил просто не было. Да и свободе опять-таки помеха.
А впереди были новые барьеры...
Вообще, на пути к свободе у Элизабет было много препятствий. И она с ними вполне разобралась: уделала свекровь, отстранилась от семьи, оставила мужа и вообще уехала в долгое турне. Вроде бы, свобода достигнута?
Я боролась
И добилась всего.
И что мне осталось?
Ничего, ничего, совсем ничего!
Так говорит "свободная женщина Европы".
Я иду вслепую
И мне всегда страшно, когда вокруг нет
Ничего, ничего, совсем ничего!
Ну, тут она преувеличивает или... прогнозирует? Очень скоро действительно ничего не останется: ни оков, ни врагов, ни сына ("Я давно ускользнула от императора, сбросила все оковы. Я никогда не попрошу. Даже для тебя"). В критической ситуации Элизабет отказывает в помощи Рудольфу - она и выстушать-то его толком не хочет. Что до мужа... Он и так уже был отправлен в отставку под хорошим предлогом. Забавно, что тут поступок Софи был только на руку Элизабет. "Любовь может многое, однако одной любви недостаточно. Вера сильна, но иногда вера - самообман", - поется в "Лодках в ночи".
Любви ЭфДжея действительно было недостаточно, да и вообще - барьер, оковы. Вера - возможно, в себя - начала давать трещину.
"Свобода от" (всех и вся) оказалась далеко не самым лучшим выбором. Да и была ли она, эта свобода? Или просто манящая абстракция с годами поизносилась? А для чего нужна свобода? Путешествия прескучили, циркачкой в принципе не стать. Бежать можно от оков, от мужа и вообще ради процесса, а от себя всё же не убежишь. Молодость ушла, и рядом оказалось пусто и холодно. И уже никто, кроме самой Элизабет, не был в ответе за это "ничего".
Рядом остался только дер Тод, которого всё еще можно было попросить "превратить ночь в утро и погасить воспоминания". Именно попросить - ибо вариант приказать уже провалился. И хотя вопрос о том кто кому теперь принадлежит на словах остается открытым, на деле сомнений не возникает.
TBC
далее - непосредственно о дер Тоде
@темы: Мюзиклы, Статьи, Точка зрения
Дело в том, что я сама в известной степени живу в ее ситуации. И мелкий Рудольф есть, причем много болеющий, и баба София (не свекровь, а мать, но это детали). Муж, правда, не ЭфДжей, хоть и подкаблучник, но я его очень люблю и свободы от него никогда бы не хотела.
И я все время ВЫБИРАЮ. Между ребенком, работой и возможностью реализации. В результате плохо получается и то, и другое, и третье. Но так, мне кажется, честнее. Никто не скажет, что я хотя бы не попыталась.
А когда одна знакомая спросила, почему мне хочется играть исключительно за Смертиху и почему я не вижу себя в роли Лизки, я лишь мрачно расхохоталась...
Кодзю Тацуки
Лизке я никогда особо не сочувствовала.
Меня вот до сих пор по ходу пересмотра "пробивает": "мозгой-то я всё понимаю..." но ведь с ее стороны ей тоже плохо
я все время ВЫБИРАЮ. Между ребенком, работой и возможностью реализации. В результате плохо получается и то, и другое, и третье.
Ты выбираешь три из трех, и стараешься в каждой категории, однако Лизка выбирала одно из множества, и понимание этого "одного" - свободы - у нее тоже модифицировало: свобода от свекрови-свобода от детей-свобода от мужа-свобода от обязанностей и т.п.
Здорово пишите!)) Я всё прочитала.
Насчёт Элизабет я полностью согласна. Её вроде и жаль, ведь женщина страдала. А потом думаешь, а с чего это она страдала? Разные эмоции по отношению к ней.
А вооот дер Тод.. О как он прекрасен)
Да-да, в том-то и дело, ей так и тянет посопереживать (особенно в исполнении Пии).
А вооот дер Тод.. О как он прекрасен)
и просто роскошен
Кстати, как вам венгры?
Да-да, в том-то и дело, ей так и тянет посопереживать (особенно в исполнении Пии).
А вооот дер Тод.. О как он прекрасен)
и просто роскошен
Кстати, как вам венгры?
Венгерский я почти не видела. Видела пару выступлений с "Эльфом". Но мне хочется, чтобы Смерть был блондином)))
Мате тоже в венгерском мюзикле Смерть исполняет. Вот на это я хочу посмотреть. Там же костюмы у него другие и грима много)
украинскойдивчины ))))Поразительно!)))